При прочих равных условиях, правильно составленное рекомендательное письмо способно перевесить чашу весов в пользу того или иного кандидата при поступлении в зарубежный вуз или участии в грантовом конкурсе. Узнайте, как выбрать рекомендателя и составить эффективное рекомендательное письмо.
Цель рекомендательного письма – дать представление о способностях, достижения и личных качествах кандидата. Оно пишется от лица, под чьим непосредственным руководством кандидат обучался, выполнял научный проект или работу. Обычно требуется 2-3 рекомендации от разных лиц. Чаще всего, это преподаватели, научные руководители или начальники с работы.
В России и в других странах бывшего СССР культура рекомендательных писем не развита и писать их в принятом на Западе формате не все умеют. Поэтому лучше тексты подготовить самостоятельно на иностранном языке и затем уже их согласовать с рекомендателями.
Текст рекомендательных писем должен быть «заточен» под требования программы обучения или грантового конкурса. Поэтому, перед составлением текста внимательно изучите требования к кандидатам.
Выбор рекомендателя
Рекомендации должны способствовать достижению вашей цели, а именно: поступить в университет или получить грант. Не всякая рекомендация может оказаться полезной. Поэтому к выбору рекомендателей следует подходить осознанно.
Рекомендации будут эффективными, если рекомендатель:
- компетентен в интересующей вас области или смежной области;
- способен дать оценку вашим достижениям в интересующей вас области;
- может дать исчерпывающую характеристику вашим личным качествам;
- может дать оценку вашему профессионализму (пунктуальность, эффективность и.д.);
- способен охарактеризовать ваши академические способности и интеллектуальный потенциал;
- высокого мнения о вас и ваших способностях;
- имеет статус и определенное признание в интересующей вас области.
Необязательно, чтобы рекомендатели отвечали всем вышеперечисленным критериям. Составьте список ваших потенциальных рекомендателей и отберите тех, кто отвечает большинству из критериев.
Начинайте задумываться о рекомендациях как только приняли решение уехать учиться за границу. Старайтесь набрать опыт и компетенции, которые вы хотите отразить в рекомендательных письмах, покажите себя в выгодном свете перед нужными рекомендателями: сделайте так, чтобы ваше рвение и успехи не остались ими не замеченными.
Структура рекомендательного письма
Стандартное рекомендательно письмо должно состоять из 4-х частей:
Контекст
- В каком качестве и в течение какого времени рекомендатель знаком с кандидатом.
Достижения кандидата
- Общая оценка способностей кандидата, которые сыграли важную роль в процессе обучения, выполнении заданий, проектов, исследований или служебных обязанностей.
- Характеристика деятельности и достижений кандидата во время упомянутого периода обучения или работы (здесь можно перечислить награды, почетные места, грамоты и т.д.).
- Характеристика сильных сторон кандидата, особенно в сравнении с другими студентами или коллегами по работе с аналогичным бэкграундом.
Личные качества кандидата
- Оценка мотивации и зрелости кандидата (особенно, если речь идет о поступлении в магистратуру или докторантуру).
- Характеристика лидерских и коммуникативных качеств, способности работать в команде или индивидуально.
Заключение
- В заключение рекомендатель должен обосновать, почему он считает, что рекомендуемого кандидата следует принять на указанную программу обучения или присудить грант.
- Далее следует фраза о том, что дополнительная информацию о кандидате может быть предоставлена по запросу.
- В самом конце указывается фамилия и инициалы рекомендателя, его должность и контакты (электронный адрес, телефон).
Документ должен быть подписан рекомендателем. Если есть возможность, рекомендацию можно напечатать на официальном бланке учреждения, в котором работает рекомендатель. Однако это не всегда возможно, поэтому без этого можно обойтись.
Признаки эффективного рекомендательного письма
- Тон письма исключительно позитивный. Нейтральный тон письма может только навредить, так как, скорее всего, будет воспринят негативно.
- Отражает субъективное мнение рекомендателя о кандидате.
- Достаточно подробное и конкретное: утверждения относительно качеств, достижений и навыков кандидата подкреплены реальными примерами.
- Учитывает в оценке кандидата специфические требования конкретной программы обучения или грантовой программы.
- Умещается на одной, максимум – на двух страницах.
Признаки плохого рекомендательного письма
- Слишком короткое для того, чтобы уместить описание конкретных примеров и событий.
- Написано по шаблону, без учета цели рекомендации.
- Сфокусировано на контексте (например, подробное описание обстоятельств знакомства с кандидатом), а не на качествах и достижениях кандидата.
- Содержит ничем не подтвержденную хвалу кандидату.
- Повествует о событиях, которые произошли много лет назад.
Ниже приведен образец рекомендательного письма студенту на английском языке.